Корпоративные ценности – инструмент управления или ненужная формальность?


30.01.2019

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, который сделал его центральным пунктом своей философии и сформулировал в виде вопроса о том, что есть благо. Позднее возникла целая философская дисциплина для изучения человеческих ценностей. В 1902 году французский философ Поль Лапи в «Логике воли» ввел термин «аксиология» - учение о ценностях (от греч. axia — ценность и logos — учение).

Ценности – это внутренние ориентиры человека, это – то, что для него важно. То, ради чего человек готов трудиться и прикладывать усилия. Примерами таких ценностей могут быть: Свобода, Независимость, Семья, Отношения, Признание, Карьера, Здоровье, Самореализация, Деньги и многие другие.

В бизнес-среде под ценностями понимают то, что наиболее важно для организации в ее работе. То, что поможет организации успешно реализовать свою миссию. Список корпоративных ценностей у каждой организации свой. Для одной компании ведущими ценностями могут быть, например: Управляемость, Стабильность, Карьера, Дисциплина, а для другой: Инновационность, Проактивность, Лидерство на рынке, Демократизм. Как не существует двух людей с абсолютно одинаковым набором личных ценностей, так не существует и двух абсолютно одинаковых организаций.

Для чего нужно, чтобы организация понимала и поддерживала свои ценности? Какое это имеет значение для успеха организации?

Во-первых, ценности регулируют поведение сотрудников на работе. Никакая должностная инструкция не может предусмотреть всех возможных рабочих ситуаций. Поэтому именно корпоративные ценности являются тем ориентиром, которым каждый сотрудник может руководствоваться в своих действиях и принятии решений. Если действие или решение согласуется с ценностями компании, значит, оно верное. Ценности, если они действительно приняты и разделяемы сотрудниками, регламентируют работу всей организации и определяют стиль и культуру общения сотрудников друг с другом и с внешней средой организации. Например, в организации, где признанной ценностью является доверие, сотрудники всегда будут открыто делиться друг с другом информацией, поддерживать друг друга в работе, не будут бояться делегировать задачи. Наличие понятных всем общих ценностей организации существенно помогает в управлении, поскольку избавляет руководителей от необходимости постоянно урегулировать конфликтные ситуации и продумывать правила и инструкции «на каждый чих».

Во-вторых, ценности являются объединяющим началом для коллектива организации. Еще в недавнем прошлом таким объединяющим началом могли быть (и часто были!) стратегические цели организации. Но сегодня, в быстроменяющемся мире, компании вынуждены пересматривать свои стратегии настолько часто, что стратегические цели могут лететь в мусорную корзину, едва только они разработаны. Но сотрудникам надо вокруг чего-то объединяться, чтобы ощущать себя частью организации, видеть смысл в своей работе и вклад в общее дело. Таким объединяющим началом сейчас все чаще становятся корпоративные ценности. К тому же, исследования подтверждают, что наибольшего успеха достигают именно такие компании - гибкие в своих стратегиях, но устойчивые в своих ценностях. Оперативно реагируя на окружающие события, компания при необходимости быстро меняет свой стратегический курс, сохраняя при этом свою внутреннюю сплоченность. Корпоративные ценности «держат» организацию, не дают ей развалиться в VUCA-мире и помогают двигаться вперед.