Нестандартные способы подачи теоретического материала в тренинге: альтернативы мини-лекциям.


31.03.2017

Делюсь двумя своими секретами о том, как можно ознакомить участников тренинга с небольшим блоком теоретического материала, не работая при этом «говорящей головой».

Способ № 1. Групповое исследование в парах «Знаешь ли ты, коллега, что…».

Метод идеально подходит, если Вам нужно дать блок теории, который логически раскладывается на много (от 8-ти и более) относительно самостоятельных пунктов. Это может быть, например, «десять правил того, как…», «интересные факты о …», «пятнадцать идей по поводу того, что …» и так далее.

Теория может быть по любой тематике. С помощью метода «Знаешь ли ты коллега, что…» я, например, давала правила деловой коммуникации в тренинге по переговорам для сотрудников сервисной службы производственной организации. И с помощью этого же метода участники моего тренинга по управлению командой в телекоммуникационной компании изучали список внутренних вмешательств (интервенций), снижающих личную эффективность руководителя.

В основе метода «Знаешь ли ты коллега, что…» лежит известный метод «Групповое исследование» (источник: профессиональное сообщество фасилитаторов). Я лишь дополнила его некоторыми деталями.

Описание процесса (для группы численностью 8-20 человек):

1 шаг. Каждый участник тренинга получает записку с одним пунктом теоретического материала. Объем не должен быть большим – 2-3 предложения текста.

2 шаг. Каждый участник изучает полученную информацию (читает, обдумывает). Дополнительно – Вы можете попросить участников придумать\вспомнить пример, иллюстрирующий прочитанную мысль (если, конечно, тема допускает иллюстрацию примерами участников).

3 шаг. Участники поднимаются со своих мест вместе с записками, рабочими тетрадями тренинга и ручками\карандашами и перемещаются по помещению в режиме «броуновское движение», встречаясь парами. При встрече нужно рассказать друг другу о том, что узнали из своей записки, начав беседу словами «Знаешь ли ты коллега, что…». Задача каждого участника – за определенное количество времени (называете, какое именно), пообщавшись с коллегами, собрать всю информацию себе в рабочую тетрадь (или на специальный бланк, который вы дадите участникам). 

Групповое исследование Знаешь ли ты коллега что Вар2.png Групповое исследование Вар3.png Групповое исследование Знаешь ли ты коллега что.png

4 шаг. Обсуждения и тренерские дополнения. Сначала - вопросы группе в таком ключе: «Все ли пункты успели собрать? Что из того, что Вы узнали от коллег, показалось вам наиболее интересным? Почему?»  Участники высказываются по желанию. Далее Вы подводите итог: представляете все пункты теории, кратко комментируете каждый из них, даете свои примеры и дополнительные разъяснения (по тем пунктам, где это нужно).

Способ № 2. Презентации мини-групп.

О таком способе подачи теории в тренинге я узнала несколько лет назад от моей коллеги бизнес-тренера и коуча Ольги Красильниковой (спасибо ей огромное!) и сразу же начала его применять в работе.

Как использовать (для группы численностью 8-20 человек):

Подготовка.

Разбиваете весь теоретический материал на 3-4 блока. Каждый блок печатаете на отдельном листе. Можно использовать цветные листы, для каждого блока теории – свой цвет.  Объем текста на листе – не более половины А4. Желательно сопроводить текст наглядным материалом - схемами, рисунками, фото и т.п. Сам текст должен быть хорошо отформатирован (крупный, удобно читаемый шрифт, синтаксический отступ, выделение ключевых мыслей другим шрифтом) и написан простым языком.

Описание процесса.

1 Шаг. Объединяете участников в 3-4 мини-группы. Каждая мини-группа получает свой уникальный блок теоретического материала. Желательно – несколько копий, для удобства чтения.

2 Шаг. В течение отведенного времени (обычно 7-15 минут) мини-группы знакомятся с теорией, обсуждают внутри мини-группы и готовят презентацию о том, что они узнали, для всех участников тренинга. Презентация может быть разного типа – рассказать, показать, продемонстрировать в работе, и даже - разыграть спектакль. В зависимости от того, что за материал изучается. Объем презентации фиксирован по времени, например 8-10 минут.

3 Шаг. Мини-группы поочередно презентуют свою теорию. После каждой презентации Вы делаете свои тренерские дополнения – подчеркиваете ключевые мысли, рассказываете что-то, что было случайно упущено участниками (такое бывает), отвечаете на вопросы всей группы. И предлагаете всем участникам зафиксировать основные тезисы по изученному блоку в рабочей тетради.

Несколько примеров, когда я использовала такой способ подачи теории:

  • изучение «Шести путей в голубой океан» - в тренингах и мастер-классах по стратегическому развитию;

  • освоение нескольких разновидностей мозгового штурма - в тренингах по фасилитации стратегических сессий;

  • изучение четырех типов организационных культур (по Кэмерону и Куинну) - на семинарах по организационному поведению для руководителей;

  • знакомство с наиболее яркими примерами конфликтогенов (слов и действий, провоцирующих конфликты) - в тренингах по профилактике конфликтов в команде.

В основе метода «Презентация мини-групп», как и в основе «Группового исследования в парах», лежит простой принцип: теоретический материал дает группе не тренер, а участники сами рассказывают или показывают изучаемый материал друг другу.

Кстати, оба метода я использую не только в тренингах, а в стратегических сессиях - на этапе, когда нужно представить участникам какие-либо данные о компании или ее внешней среде, специально подготовленные к сессии. Это могут быть данные маркетинговых исследований, результаты опросов клиентов, итоги исследований вовлеченности персонала и другая нужная на сессии информация. Знакомиться с информацией в интерактивном формате, общаясь друг с другом, гораздо лучше, чем традиционным способом – с докладчиками и презентациями-слайдами.